Икона апостола Андрея Первозванного - Этнографический Донбасс
Menu

Икона апостола Андрея Первозванного

andrВ центральной части иконы представлена картина, показывающая приход Андрея Первозванного к берегам античного Боспорского царства, а небесные покровители города встречают ученика Иисуса Христа. Неискушенный человек может подумать, что на иконе изображена историческая несуразность, но это не так. Икона удивительна тем, что не ней представлены множество людей различных эпох.

Икона апостола Андрея Первозванного

Слова Евангельской проповеди, сказанные апостолом Андреем Первозванным две тысячи лет назад, звучат в храмах и сегодня. Все, кого можно увидеть на этой иконе, слушали, слышат и будут слушать Слово апостола Андрея.

Понятие “Церковь” очень широко, не следует воспринимат его только здание или сооружение, место молитвы и таинства. Церковь правильно воспринимать как как особое измерение или пространство, своеобразное “государство” представляющие собой народ живых людей. Мы знаем - для Бога никто не умер. Есть люди святые, есть не святые, есть грешники, но все они объединены любовью нашего Спасителя. Спаситель стал человеком, будучи современником на все времена человечества.

Когда человек приходил в храм на молитву, человек приходит в храм живого Бога. В молитве человеку обращается к Богу и тот отвечает ему. Даже человек, который далек от религиозных пониманий жизни, начинает испытывать благодать Святого Духа. Подходя к древней иконе, каждый чувствует, как его сердце замирает в благоговении и умилении, переступая порог древнего храма, ощущается Божья благодать. Храмы наполнены человеческими слезами, радостями и скорбя, в храмах совершается множество таинств — венчания, крещения, покаяния, святыни храма аккумулируют божественную благодать.

Почему апостола Андрея называют Первозванным?

apostol-andrey-ikona

Но вернемся к апостолу Андрею, почему он стал известен в мире как Первозванный?! Он был позван нашим спасителем в качестве первого ученика! Другими словами - мы узнали о Христе из первых уст. Андрей Первозванный пришел, чтобы поделиться с нами тем, что осязал руками своими, о том, что видел глазами своими, о том, что переживал сердцем своим — он рассказывает о своей личной встрече! Она настолько глубоко была пережита апостолом Андреем, что все те, что слушал проповедь простого рыбака, верили ему, и шли за ним. Проповедь была не в красноречивых словах человеческой мудрости, а в явлении силы и духа. Эта сила духа собрала земную Церковь — множество людей разных времен и разных эпох. И эта сила сделал их единым целым. В символе веры говорится — “веруем во единую святую соборную и апостольскую церковь”. Мы имеем честь жить в историческом измерении апостольской Церкви (Боспорская церковь).

Сегодня город Боспор единственный на территории Украины, который по праву может называться святоапстольским, и такое право он получил заслужено: начиная с первого слова проповеди апостола Андрея и до сегодняшнего дня, эта проповедь не угасала. Ее слова и сейчас слышны в храмах, ее миссию вдохновения людей сложно переоценить. Боспор и современная Керчь никогда не умирала, не смотря на то, что за ее долгую историю было пройдено множество исторических испытаний. В преодолении все деструктивных исторических процессов, происходивших в регионе, неоценимую помощь оказала Евангельская проповедь.

Один из самых больших исторических промежутков существования Боспора связан с апостолом Андреем. Античная история насчитывает 600 лет, а Церковной истории больше 2000. С изображенной в центральной части иконы сцены, началось проповедь апостола Андрея во всей Восточной Европе. Изначальное знакомство с Христом и его учением всех жителей этого региона началось с этого места. Боспор стал “историческим порталом”, своеобразной дверью, через которую пришло учение Христа в восточную часть Европы, все начало христианской культуры Крыма началось с этой проповеди. Рассматривая в ретроспективе историю Триединой Руси: Украины, Белоруссии и России, то становится видно - Московская патриархия приняло православие от Киева, а сам Киев из Херсонеса, а Боспор был колыбелью восточно-славянской православной цивилизации.

Семена, которые посеял апостол Андрей Первозванный дали обильные всходы. В IV веке боспорские епископы выступали официальными представителями этих земель на Вселенских Соборах, где были созданы и написаны слова Символа Веры (лат. credo). Когда мы спрашиваем - “в чем смысл нашей веры?” правильным ответом будут слова Символа Веры - “в этом нашем credo”. Боспорские архиереи слышали слова святых отцов, Николая Чудотворца, Иоанна Злотоустова, они общались с ними и они привозили в Боспорскую Церковь дух вселенской Церкви.


Настоятель протоиерей Сергей Коваль.

Св. бл. кн. Александра Невского, г. Керчь


Поделитесь этой статьей с друзьями
>