Противостояние готов и объединения скифов царских с сарматами и славянами - Этнографический Донбасс
Menu

Противостояние готов и объединения скифов царских с сарматами и славянами

Фрагмент войны готского короля Амал Виггитария с антами, венедами и славянами ("Война с готами", книга Прокопия Кесарийского). Казнь через распятие антских риксов-князей во главе с Бусом. "Бесчеловечная, зверская жестокость готов". Приазовские корни религиозных и политических противостояний германских и степных племен в Приазовье. 

Материал взят из книги "Древний мир. Истоки религии. Восхождение и завершение поиска".

Автор А. П. Черных - ученый секретарь Донецкого отдела Географического общества Национальной Академии Наук Украины

... «В переводе со скифо-сарматского наречия на современный язык начертано: 1828 г. Скифского Рода (316 г. н.э.) Май. Молитва. 66 (шестьдесят шесть) царских крышек-надгробий подземной усыпальнице высек Офс. Яр! Охлади < Оживи и Спаси<

velesova kniga

Удалось найти и подтверждение этим событиям в «Велесовой книге»: «И так была удержана земля до Дона и по ту сторону Дона-реки, - сообщается в ней. - И вот I ематорех отступил, а готы (здесь - англоязычные скифы царские) осели на Калице Малой (р. Калец - правый приток Калки) и потекли (потянулись) к Берегу Мертвых (т.е. к Каменным Могилам на берегу соседней реки Каратыш-Геррос). И это Калка Великая - есть граница между нами и прочими племенами. И там готы (скифы цар-ские) бились 400 лет со своими врагами».

В начале IV в. значительно усилился готский племенной союз (вестготы и остготы), занимая Приднестровье и побережье Азовского моря - от низовьев Дона до реки Калка. Но скифы царские объединились с сарматами и славянами и нанесли поражение остготам Гематореха. - Думалось, что именно после этого жестокого сражения скифский жрец Офс (ср. древнеанглийское oph - «змей» и греческое oфiс - «змей»), занимавшийся погребальным обрядом, высек указанную ритуальную над-пись в 316 г. н.э. Скифы относили начало скифского рода (CP) «за тысячу лет до похода Дария»: 1828-(512+1000)=316 г. н.э.

Амал Винитарий - король готов

А в 375 г. н.э. произошел беспрецедентный случай в древнерусской истории. Готский король Амал Винитарий победил так называемых антов (росоманов), располагавшихся, согласно историку Иордану, в Среднем и Нижнем Поднепровье и противостоявших (отличающихся, выделяющихся) венедам и славянам (slav, slave). Как свидетельствует византийский писатель-историк Прокопий Кесарийский в труде «Война с готами» (перевод С.П. Кондратьева, М., 1950, с. 297), «Владыкой над всеми» анты считали бога, творца молний, в котором нетрудно усмотреть древнерусского бога Перуна. Ему они приносили в жертву быков «и совершали другие священные обряды». «Они почитали реки, и нимф, и всякие другие божества, приносили жертвы всем им и при помощи этих жертв производили гадания». - И вот Винитарий, пришедший к власти после ухода знаменитого короля остготов I ерманари- ха, решил проявить себя и показать, на что он способен. И после двух-трех неудачных попыток, правдами и неправдами, он захватил врасплох, повязал и распял короля антов Божа (Boz, Booz, Box) и 70 вождей - «риксов» (ср. древнерусское рига - «король, царь», древнеанглийское reg - то же, и латинское rex, regis - «царь; царевич, принц; верховный жрец»). Самого же Амала Винитара в следующем 376 г. подстрелил из лука на берегу реки Ерак (так сарматы именовали Днепр) вождь гуннов Баламбер(г).

Анализируя эти события, этот «беспрецедентный инцидент», историки, филологи и другие исследователи удивлены и возмущены «бесчеловечным поступком готов, той зверской и совершенно ненужной жестокостью, которая не встречается даже у гуннов». Ведь в древности распинали на кресте преступников или восставших рабов. «В чем же состояло преступление ангов Боза?» - задают они «больной» вопрос. - А ответ на него кроется в загадке имени Боза, которая не решается несмотря на множество версий, в основе которых лежит созвучие слова «Бос, Бус» с разными именами и названиями.

Как говорится, можно понять Фирковича, заинтересовавшегося монументом Буса. Возможно, он увидел в Бусе хазарского кагана Бусаря (Бусира). Сравните кара-имское буз - «портить; разрушать, уничтожать» и ставропольское с бусарыо, т.е. «с придурью». А созвучное Босины - «еврейский праздник (Судный день, когда евреи ходят только в чулках); траур у евреев (когда они восемь дней должны ходить босы-ми)».

Однако, древнерусское босый волк - «серый волк» и «священный волк - обо-ротень» (ср. Босой Волк - фамилия одного московского рода), босъ - «бес», босувъ - «посвященный, принадлежащий божеству». Украинское босорка - «ворожея, ведьма, колдунья», босорити_- «ворожить», венгерское boszorkany - «дух умерших, призрак, привидение; ведьма, колдунья» [Фасмер, т. I, с. 199, 251: Укр. Этимол. словарь, т. I, с. 237, 282].

Термин «босый» синонимичен понятиям «голый, лысый». У Буса же, как со-общает Гюльденштедт, «волос на голове не видно, так же как и бороды». А «руки и тело защищены панцирем (латами)», что однозначно характеризует его как рыцаря. - И сравните опять таки Ярили ну плешь и Лысую гору, или Дивич - гору (от Див, Дий) в Киеве (в устье р. Лыбеди), где проходили поганские (языческие) празднества. А напротив ее расположены Бусова гора и Бусово поле.

Древнерусскому слову бусурман - «язычник» отвечает украинское бузувгр, бо- cooip - «человек, проявляющий фанатичную, исступленную религиозность». И дума-ется, что именно «крайняя религиозная нетерпимость» стала главной причиной, приведшей военный конфликт к столь печальному, трагическому концу. Только на этот раз нетерпимость к верованиям антов проявили готы, видимо, как раз накануне принявшие христианство (перевод Библии вестготским епископом Ульфилой выполнен в середине IV в). И таким насильственным способом (путем распятия на Кресте) они пытались обратить в свою веру антскихриксов-князей во главе с Бусом.

Не все из 70-тн антских князей смогли выдержать жестокую казнь и пытки. Поэтому в подземных гробницах Каменных Могил захоронены лишь 66 (шестьдесят шесть) - число Иисуса Христа - число повторивших его религиозный подвиг. А по-гребальным обрядом и отправлением языческих ритуалов занимался 30-летний жрец- волхв Офс (вероятно, больше уже было некому). И на одной из каменных глыб, слагающих алтарь Ареса (Яра), на стороне, обращенной к западу, была высечена единственная в ритуальном комплексе надпись - моление о защите: Яр! Остуди < Оживи и Спаси<.

Примечательно, что монумент Буса на кургане в Пятигорье также ориентиро-ван на запад: «Лицо статуи смотрит на запад», - пишет Гольденштедт. А «маленький крест на задней части воротника» Буса (отмечен Н.П. Румянцевым) символически свидетельствует о распятии его на кресте.

И наконец, о названии памятника у черкесов (кабардинцев) - Дука Бек (Дука Бех)\ Бек, бег (или бех) - титул родоплеменной, а затем феодальной знати в странах Ближнего и Среднего Востока (в Иране - правитель племен). А в широком смысле бек, иногда в написании бег, значит «господин» и ставится после имени, например, Рустам-бек (и стало также составной частью восточных личных имен, например, Сулганбек). В данном же словосочетании Дука Бек термин «бек» является уточнением, пояснением к неизвестному черкесам имени Дука (да это и не имя вовсе!).

Дука - это тоже титул! Когда на холме был насыпан курган и установлен па-мятник, местные жители стали спрашивать: «кто это?» - И им объяснили: «Бек, бег...».

Латинское duco - «водить, вести; (военное) вести за собой, предводительствовать, командовать; стоять во главе, быть главным (первым)». Английское duke - герцог»; Grand Duke - «великий князь». И если эпитет Grand - «грандиозный, большой, величественный» заменить титулом Бек - «правитель, властитель», тогда Дука Бек - это и есть «Великий князь».


Поделитесь этой статьей с друзьями
>